Hosted by uCoz
Авторская программа "Практическое мышление"


История проекта


     Как все начиналось.


     Истоки любого сюжета можно искать в самых глубинах истории мира. Именно поэтому, мы просто берем за начало, даже не точку, и не событие – сюжет из фильма Тарантино. Два обаятельных, совсем не глупых, бандита попадают в ситуацию, которая ставит их в тупик. Они растеряны, и тут на помощь им приходит СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ. Он ничего не делает, кроме одного звонка, глотка хорошего кофе и организации героев на самые элементарные действия. Все довольны!
     Тогда я подумал – каждый может быть таким специалистом по решению своих проблем. Только с одним условием, если он может… Что? Здесь заканчивается анекдот и начинается теория. Теория развития мышления Жана Пиаже, практика Гештальт-терапии, идеи целостной карты (карты обозрения, в отличие, от кары пути) Шемякина, опорные конспекты учителя Шаталова и так далее.
     В этой теории нет ничего очень уж оригинального. То, что внимание является основным психическим процессом есть уже у Берштейна, то, что любое творчество есть способность посмотреть на проблему с другой, необычной точки зрения – тривиально, а все остальное понятно на уровне здравого смысла (или мне просто так кажется?). Именно в этом оказалось и состоит сила программы – здравый смысл!


     Плюя в воду – смотри, как разбегаются круги, чтобы твое занятие не было пустым времяпровождением.
     Козьма Прутков.

    

Круг первый.


     Меня попросили сделать двухчасовую презентацию. Я очень волновался – это была первая презентация. Отдел продаж Росгосстраха. Ситуация типичная. Продажи резко падают, так как обстановка в офисе отвлекает все внимание сотрудников от продаж. Как же, новые веяния, возможные изменения в общей политике компании. Мы делаем одно простое упражнение. Определяем цели каждого сотрудника, выделяем препятствия на пути их достижения. А потом я прошу каждого построить графическую схему: поставить точку «Я сейчас», точку «Цель», провести стрелку от «Я» к «Цели», а затем обозначить место для препятствий (в данном случае это общая тревожность в офисе). И вот что получается: препятствие находится прямо на линии, между «Я» и «Целью», закрывая цель от внимания. Не до продаж тут! Тогда я попросил слегка отвести в сторону точку препятствия. Получился треугольник: есть цель, есть препятствие, но они видятся отдельно. Приятно было видеть удивление на лицах – «Ой! А я могу делать продажи, не смотря на внешние факторы, ведь это мои продажи!»
    

Круг второй.


     Москва. По приглашению Михаила Молоканова провожу программу. В курилке пытаюсь объяснить отличие программы от психотерапии. Вот оно:
     Мы живем в реальном времени реальной ситуации. И жить в ней приходится прямо сейчас. Если мы чувствуем, что не справляемся с ситуацией, то мы можем пойти к психотерапевту. На это нужно время, но зачастую, этого времени у нас просто нет. И тогда нам нужны инструменты, с помощью которых мы сможем справиться с ситуацией прямо сейчас. Очень важно! Наличие такого инструмента поможет справиться с данной ситуацией, но если причина наших трудностей лежит глубже, если она имеет системный характер, то в следующей ситуации мы встретимся с ней вновь. А вот это уже повод и причина для похода к психотерапевту.
    

Круги, еще круги.

Я становлюсь коллекционером. Мне рассказывают истории, я запоминаю. Истории случаются, я запоминаю:
    

    Следующий шаг.


     Меня спрашивают, что дальше, хочется что-то еще. Я отвечаю: не торопитесь, пусть материал усвоится, уляжется в мыслях, осядет в мышцах, чтобы не нужно было вспоминать, а как там было на тренинге, чтобы все само собой происходило. Ну а потом, да, конечно, следующий шаг. Ведь результатом творческого процесса является понимание, творческая идея, нечто в Вашей голове. Какой же следующий ход? Ну да – реализация того, что в голове. Открыть дверь из своей головы и шагнуть в реальность мира, воплотить идею. Об этом следующий тренинг.