Домой

мои тексты

Контакты

Mail

 

Психологические оценочные шкалы




       В психотерапевтических кругах принято говорить о том, что оценки – это плохо. Такой вот парадокс. Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, давайте исследуем природу психологического оценивания.
       Мы оцениваем некий объект, событие, явление или человека для того, чтобы сориентироваться, соотнести его с чем-то знакомым. Понять, что он делает в нашей жизни. И что мы можем делать по отношению к нему. Правее – левее, выше – ниже, больше – меньше. С пространственными оценками все, более-менее, понятно. Сложности начинаются тогда, когда мы пытаемся оценить сложные явления. Это логично. Но именно в них нам и важно правильно сориентироваться. Идти на эту работу или другую. С кем дружить, а кого отвергнуть. Такая сложность требует более глубокого основания, на которое можно было бы опереться в принятии решений.
       Что же является основой самого процесса оценивания? Для того, чтобы оценить что-либо, необходимо соотнести это что-либо с некой шкалой. Например, со шкалой длины в метрах, дюймах или полетах стрелы. Это расстояние два полета стрелы, а вот то – целых три. Это дальше. Мы, как бы, прикладываем измеряемый объект к самой шкале. Чтобы делать это в уме, нам нужно, чтобы в самой психике (в нашем уме) уже существовали такие психические структуры, как оценочные шкалы. К ним можно приложить оцениваемое событие, явление или человека. И от того, какова природа этого психического образования, будет зависеть то, насколько четкими или, наоборот, запутанными будут наши решения.
       Если Вы когда-либо заглядывали в книжки по детской психологии ил , просто, внимательно наблюдали за развитием ребенка, то Вы уже понимаете, что ребенок не рождается как модель маленького взрослого. Что ему предстоит не только учиться, но и меняться. Его психологические структуры будут формироваться в течение всей его жизни. Нас же в этой эволюции интересует процесс формирования и изменения психологических оценочных шкал. Этот процесс тоже протекает в течение всей жизни человека. Опираясь на теорию систем (о ней чуть ниже), мы выделяем три этапа, или три типа оценочных структур: эгоцентрическая, социальная и когнитивная. (Идея принадлежит Е. Л. Брадман). Эти три типа шкал соответствуют трем типам структур. Теория систем выделяет характеристики любой структуры, не зависимо от содержания. Тип государства, информационный файл, язык, архитектурный стиль или поэтическая композиция, в зависимости от типа организации элементов подразделяются на случайную, функциональную и структурную. Впервые они были описаны датским философом С. Киркегором. Каждый тип структуры он описал в отдельном произведении. Случайную структуру он описал в романе «Дневник обольстителя». Он называл критерий этой системы термином «эстетический». Функциональная структура («этический» критерий) описана в работе «Или, или…». Третью структуру он описал на примере библейской истории об Аврааме, везущем своего сына на жертвоприношение. «Религиозный» критерий.
       Типы структур:
       1. Случайная. Связь между элементами возникает хаотично, по случайному признаку. Выделение какого-либо элемента системы непредсказуемо
       2. Функциональная. Возникают значимые связи между элементами, но целостной структуры еще нет.
       3. Структурная. Появляется система связей между элементами, позволяющая координировать всю систему. Появление системы саморегуляции.
       Чтобы перейти от теории систем к психологии, приведу пример. Я просил разных людей дать определение сложному явлению, а затем делал контент-анализ полученных текстов. Вопрос такой: что есть счастье. Полученные ответы разделились на три группы по признаку структурности текста.
       1. Случайные структуры.
       - Ну, это когда солнышко светит.
       - Цветок, вроде хризантемы. Вчера его видел. Вчера был хороший день.
       Случайные субъективные образы, чаще всего, эмоционально окрашенные.
       2. Функциональные.
       Счастье, это когда нет войны, это когда семья в сборе за столом, это когда правительство заботится о своем народе…
       Список можно продолжить через союз «и», практически, до бесконечности. Выделяются отдельные значимые функции.
       3. Структурные.
       - Счастье – это состояние, которое возникает при интеграции всех частей Я.
       - Счастье – это динамическая гармония между человеком и миром
       - Это соответствие души и бога. Иерархическая система, описываемая сверху и снизу.
       Созревание и возникновение психологических оценочных шкал соответствует стадиям развития структур. Соответственно, человек проходит стадию эгоцентризма (случайная структура), осваивает социальную шкалу (функциональная структура) и, в конечном итоге, должен построить когнитивную шкалу оценивания (структурная).
       На практике, мы сталкиваемся с тем, что большинство людей не доходят до построения когнитивной шкалы, «увязнув» и запутавшись на второй стадии. Именно здесь «головная боль» психологов. Борясь с психологическим оцениванием, необходимо понимать, что мы боремся не с оцениванием как таковым, но с «пробуксовкой» созревания когнитивной шкалы. Естественный ход развития психической структуры сбивается, тормозится. И мы боремся с этим сбоем. Важно понимать весь контекст этой работы.
       Пройдемся по пути развития этих структур.
       Естественно, что когда человек рождается, то главным центром его внимания является он сам. Его эго – центр и основной критерий правильности происходящего. Если ему хорошо – это правильно. И мир не правильный, если делает ему плохо. Помните, как у Гегеля: «если мир не соответствует моей теории, то тем хуже для мира». Учительница хорошая, если поставила мне пятерку, и плохая, если тройку. Эгоцентрическая структура оценки вполне адекватна для самой ранней стадии развития человека. Он слишком слаб и беззащитен, и мир должен заботиться о нем.
       Но постепенно, человек замечает, что вокруг его эго так много других. И эти другие живут какой-то своей жизнью, почему-то, не зависимой от меня. Инстинктивное любопытство, плюс, первые конфликты с реальностью, начинают смещать внимание с Я на других. Так начинает формироваться социальная оценочная шкала. По своей структуре, она шире, чем эгоцентрическая. В ней усваиваются правила и законы, принятые в социальном окружении. И здесь современный человек сталкивается с самым жестким конфликтом, справиться с которым удается далеко не всем. Оказывается, что социальный мир не однороден. Он сам конфликтен. Американская ученая, этнограф, Маргарет Мид, задала такой вопрос: Трудность и конфликтность подросткового возраста (переход к социальной жизни) - это обязательный атрибут или зависит от условий, зависит от данной культуры? Она сравнивала подростков в американских городах и подростков в примитивной культуре (первобытный строй). Оказалось, что подростки в примитивной культуре входят в социальную жизнь практически без конфликтов. Сама культура племени целостна. Вождь отвечает за мир людей, описывая, каким он должен быть, опираясь на предания. Шаман за мир духов. Оценочная шкала едина. Она или принимается, ну, или уж нет. Хотя такое бывает крайне редко. Ну и плюс, конечно ритуал инициации, структурирующий и оформляющий такой переход и принятие.
       Жизнь человека в современной культуре – это жизнь в разрозненной среде, в структуре отдельных функций (законов, ценностей, предпочтений), не связанных, или, конфликтных между собой. Конфликты внутри самой семьи, со школой и внутри самой школы, двойные стандарты и двойные послания. Государство, религии и разные идеологии. Такое положение делает освоение социального оценивания очень запутанным. Тем не менее, человек усваивает какие-либо социальные ценности. И первый слой социальной оценки дает семья.
       Следующий этап развития состоит в том, чтобы освоить, проанализировать, проверить на практике и тогда принять или не принять социальную информацию. По сути дела, человек должен сам создать целостный образ мира, некий личностный миф.
       Психолог Шемякин изучал то, как человек ориентируется на местности. Он обнаружил, что в его сознании работать два типа ментальных карт: карта путь и карта обозрение. Карта путь – это алгоритм. Иди на право, до точки «а», потом налево, до точки «б», потом прямо и так далее. Если сбился, то потерялся. Карта обозрение дает систему ориентиров. В ней может не быть точных путей, но есть возможность творческого поиска.
       Построение когнитивной шкалы и, в конечном итоге, личностного мифа – не только умственный процесс. В первую очередь, это проживание опыта. Когда я говорю «проживание», я имею в виду не столько чувства и ощущения, но завершенность процесса. Можно быть три раза замужем, но так и не до-прожить не одно из них. Гештальт не завершен. Опыт не присваивается, когнитивная структура не строится.
       В конце, маленький пример из классики. Пушкин и его фантазия на эту тему.
       Сальери хороший музыкант. Он оценивает то, что делает, опираясь на людей. Если его музыка нравится людям, то он молодец. И все было бы хорошо, если бы он не столкнулся с совершенно иным мироощущением, которое поставило под угрозу его уютный мир. Этот другой радуется, когда нищий портит хорошую музыку. Как это? Для Моцарта ценность музыки лежит не вне ее, не в социальной оценке, но внутри самой музыки. В ней он чувствует он нечто большее, чем просто красивость, в ней проявляются законы бытия, соединяющие духовное и земное. «Одна любовь музыки уступает, но и любовь мелодия».